"Контекстные задачи". Описание методики

 

Контекстная задача – это  задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся; требованием задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости (1)
Чтение текста подобных задач понимается как деятельность… имеющая значение не только для развития мыслительных операций учащегося, но и для приобретения им духовного и жизненного опыта.
И. Я. Лернер выделял три фактора сложности учебно-познавательной задачи [2]:

  • состав (число) данных задачи;
  • число логических звеньев, которые нужно пройти,  решая задачу;
  • количество выводов, которые необходимо сделать в результате решения.

Контекстная задача выступает и как способ актуализации личностного потенциала студента, пробуждения смысла поисковой активности, осознание ценности изучаемого материала [6].
При разработке    контекстных задач следует соблюдать следующие принципы:
-задание должно иметь личностную значимость для ученика, поскольку рассматривает проблемы, которые могут возникать в обыденной жизни или связаны с будущей профессиональной деятельностью;
-контекст задачи не должен содержать подсказки, направленной на решение поставленной проблемы;
-задача может иметь несколько вариантов решения, из которых хотя бы один не отвечает условиям заданной ситуации;
-ситуация, описанная в задании, должна обеспечивать возможность комплексной проверки уровня подготовленности учащихся.
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учащихся, конечно же, связанный с темой урока. Иногда оба приёма сплетаются и получается «два в одном».
«Алгоритмизированный» вариант творческого поиска:
1. Определив тему предстоящего урока, подумайте, что в этой теме ученикам уже может быть известно.
2. Определите, что в содержании темы будет для учеников новым.
3. Подумайте, в чем может заключаться личностная значимость тех новых знаний, которые приобретут ученики на предстоящем уроке, то есть сформулируйте для себя ответы на вопросы: почему я считаю нужным, важным для учащихся приобретение ими этих знаний? Какой интерес они могут представлять для них?
4. Сформулируйте ответы на все преды­дущие вопросы обобщенно – в виде личностно значимой проблемы. Ее формулировка также будет иметь характер вопроса, но теперь уже заданного как бы от лица учеников.
5. Вспомните или придумайте какую-либо жизненную ситуацию, анализируя которую или действуя в которой ученики сами смогут осознать и сформулировать ту личностно значимую проблему, которую вы наметили как отправную точку для вхождения в новую тему.
6. Составьте текст – описание данной ситуации, то есть опишите условие контекстной задачи.
7. Сформулируйте задание, требующее анализа ситуации или осуществления соответствующих ситуации действий.
8. Оцените качество и предполагаемую эффективность полученной контекстной задачи с двух позиций:
– во-первых, способствует ли она встрече с проблемой, соответствующей программной теме урока;
– во-вторых, содержит ли данная задача ориентиры для получения учениками ответа на вопрос о личностной значимости новых знаний и умений.(5)
Основные  этапы  решения  контекстной  задачи:
I. Анализ  текста  задачи.
II. Перевод  научного  языка  на  язык  математический.
III. Составление  плана  решения.
IV. Осуществление  решения.
V. Проверка  решения.


Дизайн и администрирование сайта Крутоверцева А.В.